Умственная отсталость

Умственная отсталость у детейУмственная отсталость представляет собой задержку или неполное развитие психики, чаще всего обнаруживается в трехлетнем возрасте, но иногда возникает и у детей в младшем школьном возрасте.
 

Причины умственной отсталости

 

Существует множество причин, по которым может возникнуть умственная отсталость, но все из них еще не изучены до конца. Факторы, которые могут воздействовать на развитие умственной отсталости разделяют на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Они могут действовать в период развития плода в утробе матери, и в первые месяцы или годы жизни малыша. Существует множество факторов, которые приводят к резким нарушениям в развитии.
 
Самыми распространенными являются:
  • Разные интоксикации, то есть болезненные состояния беременной женщины, которые возникают под воздействием ядовитых веществ, что образуются во время нарушенного обменного процесса. Часто интоксикация является результатом чрезмерного употребления беременной женщиной лекарственных препаратов. Они могут повлиять на изменение развития плода.
  • Тяжелые инфекционные болезни, которые переносит женщина во время беременности – краснуха, скарлатина, грипп и так далее.
  • Тяжелые формы дистрофии беременной женщины, то есть нарушенный обмен веществ в тканях и органах, которые вызывают расстройства их функции, изменения в строении.
  • Травматическое поражение плода, возникшее в результате ушиба или удара. Умственная отсталость может возникнуть в результате травм при родах. Такие травмы могут возникнуть сдавливания головки во время прохождения родовых путей при чрезмерно быстрых или при затяжных родах, в результате наложения щипцов.
  • Заражение плода разными паразитами, которые существуют в организме беременной женщины. К ним относят таксоплазмоз, который является паразитарным заболеванием, возбудителем которого является паразит, относящийся к простейшим животным. Заразиться женщина может от домашних животных – кошек, собак, коров, кур, голубей, а так же от диких животных – зайцев, мышей, сусликов.
  • Среди внутренних причин особое значение имеет наследственный фактор. Умственная отсталость в большинстве случаев имеет генетические формы. Наследственный фактор проявляется часто в несовместимости крови ребенка и крови матери, в хромосомных заболеваниях. При нормальном состоянии в каждую дочернюю клетку при делении попадает двадцать три хромосомы. Во время оплодотворения яйцеклетки образуется стабильное число хромосом – сорок шесть. При болезни Дауна двадцать первая пара хромосом не делится, у таких детей хромосом имеется сорок семь хромосом.
  • Воспалительные болезни мозга и его оболочек, которые возникают у маленьких деток, могут стать причиной умственной отсталости.
  • Нарушенный белковый обмен в организме. К примеру, очень тяжелой формой умственной отсталости является фенилкетонурия, в ее основе лежит именно данная причина.
  • На развитие умственной отсталости у детей могут влиять такие факторы, как неблагополучная экологическая обстановка, повышенная радиация, наркомания или алкоголизм одного из родителей, в особенности матери. Важную роль играют тяжелые материальные условия, которые имеются у некоторых семей. В подобных случаях ребенок в первые дни своей жизни, а потто ми постоянно получает неполноценное питание, которое необходимо как для физического, так и для умственного развития.

 

 

Симптомы умственной отсталости

 

Самым главным признаком умственной отсталости есть пониженный интеллект ребенка. Зависимо от степени снижения интеллекта, можно  различить легкую форму, среднюю форму и тяжелую форму умственной отсталости.
 
Легкая форма умственной отсталости (другое название дебильность) IQ больного составляет от пятидесяти до шестидесяти девяти. По внешнему виду такие дети практически совсем не отличаются от остальных детей. В основном они испытывают сложность в обучении, так как у них сильно понижена концентрация внимания. При этом такие дети имеют достаточно точную и хорошую память. Нередко дети имеющие легкую форму отсталости имеют некоторые нарушения в поведении. Они имеют зависимость от родителей, воспитателей, они очень не любят. Такие дети испытывают сложность в общении, они плохо распознают эмоции других людей и становятся замкнутыми. Бывает и такое, что они стараются привлечь внимание к себе разными яркими поступками, в основном нелепыми, иногда и антисоциальными. Практически все дети, которые относятся к этой группе, способны отличить свое состояние от состояния здоровых людей, они стремятся скрыть свою болезнь.
 
При средней форме умственной отсталости (другое название имбицильность) IQ тридцать пять- сорок девять. Такие  дети испытывают привязанность, различают наказание и похвалу. Их можно научить элементарным навыкам самообслуживания. Они могут обучиться письму, чтению, простейшему счету. Но самостоятельно они не могут проживать и постоянно нуждаются к уходе и контроле.
 
Тяжелая форма умственной отсталости (идиотия). IQ у таких детей ниже тридцати четырех. Таких пациентов невозможно обучить чему-либо. Речь у них отсутствует, движения нецеленаправленны и неуклюжи. Эмоции ограничиваются самыми простыми проявлениями недовольства и удовлетворения. Дети с такой формой умственной отсталости нуждаются в постоянном контроле и надзоре, содержатся они в специальных учреждениях. IQ есть важным, но не единственным из критериев умственной отсталости. Есть такие случаи, когда люди с низким IQ не имеют никаких признаков данного заболевания.
 
В детском и младенческом возрасте олигофрения может проявляться в задержке развития ребенка, выявить которую можно после своевременного посещения педиатра. В детских садиках у больных деток могут возникать проблемы с усвоением занятий, проблематичной является адаптация в коллективе других деток. Детям с олигофренией тяжело соблюдать режим дня. В школьном возрасте у таки детей выражена плохая успеваемость и поведение, повышенная степень утомляемости, неусидчивости. Часто при умственной отсталости могут встречаться частичные параличи конечностей, тики, головные боли, судорожные припадки.
 

Обследование при умственной отсталости

 

Диагностируют данное заболевание на основе тестирования уровня IQ.
 
Основную часть случаев данного заболевания можно опознать в раннем возрасте ребенка. Умственная отсталость, которая возникла по генетическим причинам, проявляется еще во время внутриутробного развития, к примеру, синдром Дауна. Чтобы ее выявить проводят в женской консультации скрининговое обследование будущей матери на ранних сроках беременности. Это дает ей возможность выбрать сохранять ли беременность, или перерывать ее. Существуют такие формы умственной, которые развиваются из-за недоразвитой определенной системы у малыша. Самым распространенным заболеванием в этой группе есть фенилкенутрия. Дети с фенилкетонутрией при рождении абсолютно ничем не отличаются от здоровых детей. Но на первых месяцах жизни дети становятся вялыми, появляются высыпания на коже, возникает частая рвота, повышенная потливость, что имеет неприятный специфичный запах. Если лечение начать дол трехмесячного возраста, то интеллект у ребенка можно сохранить.
 
Так что в период новорожденности и в период раннего детского возраста нужно регулярно обследоваться у педиатра. Если при осмотре малыша педиатр имеет подозрение на умственную отсталость, то он назначает консультацию невролога. Назначается анализ мочи и крови, иногда и энцефалограму. Страшим детям, рекомендуется консультация детского психоневролога, психолога или психиатра. Для того чтобы определить, что явилось причиной умственной отсталости, может быть назначен анализ ДНК.
 

Лечение умственной отсталости

 

На сегодняшний день существует много разных препаратов для лечения данного заболевания. Только лечащий врач сможет правильно подобрать наиболее подходящий препарат. Зависимо от того, что стало причиной заболевания могут быть применен препараты йода, гормоны ( в случае если заболевание вызвано болезнью щитовидной железы). При фенилкетонурии иногда достаточно специального режима питания, его назначает педиатр. Для коррекции умственной отсталости часто врачи применяют ноотропы – энцефабол, аминалон, пирацетам, пантогам. Ноотропные препараты применяются с целью улучшить обменные процессы в ткани мозга. С такой же целью применяют аминокислоты и витамины группы В. Эти вещества необходимы для нормального функционирования мозга. Нужен ли ребенку прием таких  препаратов, это может определить только врач.
 
Если у детей с умственной отсталостью наблюдается неадекватное поведение, то врач может назначить лекарственные препараты из группы транквилизаторов и нейролептиков.
 
Успешное лечение умственной отсталости заключается в комплексном воздействии. Медикаментозное лечение должно быть соединено с индивидуальным подходом к обучению, должны быть проведены занятий с логопедами и психологами. Это все помогает ребенку адаптироваться в обществе.
 
Очень важной в лечении умственной отсталости является социальная реабилитация. Программы реабилитации в первую очередь направлены на обустройство пациентов в специальные учебные заведения, там дети могут обучаться по адаптированной школьной программе, после этого дети могут освоить несложные профессии, такие как штукатур, маляр, плотник.
 
Если своевременно и правильно лечить легкие формы умственной отсталости, то можно добиться очень хороших результатов. Существует множество пациентов, которые имеют легкую степень заболевания и при этом у них есть профессия, своя семья. Относительно средних и тяжелых форм умственной отсталости, то социальная и медицинская помощь заключается в том, чтобы обеспечить надзор и уход, а если есть необходимость, то контролировать состояние здоровья пациента.
 

Профилактика умственной отсталости

 

Профилактика данного заболевания основана на серьезном подходе к собственному здоровью и здоровью своего будущего поколения. Перед тем как планировать беременность, супругам рекомендуется пройти обследование специалистов, чтобы выявить хронические и инфекционные заболевания, в некоторых случаях требуется консультация генетика. Женщина, которая беременна, должна помнить о том, что она несет ответственность за здоровье своего будущего ребенка. Нужно вести здоровый образ жизни, регулярно проходить обследование в женской консультации, соблюдать все рекомендации гинеколога, избегать влияния вредных факторов.
 

 
После того, как ребенок появляется на свет, нужно регулярно отведывать врача-педиатра. Если возникают хоть малейшие подозрения на наличие у ребенка умственной отсталости, нужно вовремя обратиться к врачу и начинать лечение. Некоторые из родителей не считают нужным обращаться к психиатрам и психоневрологам, тем самым, нанося большой вред здоровью ребенка. Но к счастью, в последнее время улучшилась ситуация и повысилась медицинская грамотность населения, такие ситуации возникают крайне редко.
Оценка 4.5 из 5 Голосов: 10

Интересные статьи

Комментарии