Подростки и школьники. Проблемы подросткового и школьного возраста
Всего тем в разделе: 64

Подростковый кризис

Они уже не дети, но они еще и не взрослые — они, кажется, оказались в каком-то необыкновенном и странном мире, где ничего не понятно и все как-то странно и зыбко… Внешность? То прелесть, то ужас. Настроение? То «всех обожаю», то «любого прибью». Желания? То хочется свернуть горы и изменить весь мир, то единственная цель — полежать на диване в полном одиночестве…
 
подростковый кризис
 
Продолжать можно еще долго, потому что речь о подростках, то есть о тех юных людях, которые совсем недавно агукали в кружевных конвертах, учились строить пирамидки из разноцветных кубиков и собирали свой первый школьный ранец. Речь о тех, кто совсем скоро будет строить города и создавать новые духи, кто будет руководить огромными корпорациями и выращивать хлеб, кто будет неделями пропадать на полигонах и кто будет вытирать мокрые носы новым детсадовцам…
 
А пока что наше светлое будущее выматывает нервы всем, кому показывается на глаза, и пытается отвоевать свое право быть взрослым, но так, чтобы иногда побыть еще ребенком. Что это? Некоторые взрослые считают это распущенностью, вседозволенностью, невоспитанностью, но при этом забывают, что практически все подростки проходят этот путь и что даже самые благовоспитанные родители когда-то тоже были подростками, у которых были те же самые проблемы.
 

Подростковый возраст и его периоды

 
Подростковый период формирования человеческой личности часто называют переходным возрастом, трудным возрастом, периодом полового созревания или пубертатным периодом. Так что же такое, этот непонятный и сложный возраст, который никто не может обойти и который почему-то очень быстро забывается?
 
Название «пубертатный период», которое может считаться синонимом выражений «трудный возраст» или «переходный возраст», происходит от латинских слов pubertas, pubertalis, которые обозначают понятия «период полового созревания», «половая зрелость», «возмужалость». В эти понятия, как бы их не называли, включаются стадии и биологического созревания человека, и социально-психологического развития каждой личности.
 
Временные рамки этого периода не могут считаться чем-то одинаковым абсолютно для всех и имеют индивидуальные различия. Однако ученые (психологи, врачи, педагоги) называют средние временные показатели «трудного» возраста.
 
Внимание! Классификация подросткового возраста имеет очень существенное значение и для юриспруденции, поскольку за разные правонарушения и уголовные преступления ответственность наступает в разном возрасте. Кроме того, подростки могут принимать некоторые самостоятельные решения о своей жизни, то есть приобретают частичную дееспособность, тоже с разного возраста.
 
У девочек пубертатный период начинается в возрасте от десяти до двенадцати лет и длится практически до шестнадцатилетия. А у мальчиков эти сроки несколько сдвигаются — начало пубертатного периода приходится на возраст с двенадцати до четырнадцати лет, а длится этот трудный и непредсказуемый возраст практически до совершеннолетия, то есть до восемнадцати лет. Именно эта разница и лежит в основе утверждения, что девочки развиваются раньше, и это полностью соответствует действительности.
 
Интересно! Исследователи из Австралии провели ряд исследований и пришли к выводу, что в современном обществе общепринятые рамки подросткового возраста могут быть несколько сдвинуты, поскольку чаще всего молодые люди становятся действительно взрослыми уже после двадцати лет — примерно к возрасту 24 года.
 
Насколько точны эти временные рамки? Безусловно, каждый подросток проживает этот период по-своему и в свое время, и временные рамки могут быть названы только ориентировочно и весьма приблизительно, но родители должны быть готовы, что в определенном возрасте их ласковые и всегда сговорчивые малыши могут превратиться в колючих и ершистых существ, которые отрицают даже то, что сахар сладкий, и настроение у которых меняется по сто раз на дню. Мамы часто вспоминают свое состояние во время беременности, однако насколько справедливо такое сравнение?
 
Необходимо еще раз отметить, что в основе всех трудностей подросткового возраста лежит половое созревание, то есть гормональные изменения, которые происходят в организме ребенка. Так что сравнение с состоянием нервной системы беременной женщины в какой-то мере оправдано, поскольку и в том, и в другом случае дело в гормональной перестройке организма и в гормональной активности.
 
Другое дело, что беременная женщина — это взрослый человек, и точно знает, что с ней происходит и почему, а также знает, что на смену гормональным бурям во время беременности придет состояние умиротворения в период грудного вскармливания. А вот подростки не понимают, что с ними происходит, даже если и знают выражение «трудный возраст».
 
Кроме того, беременность длится девять месяцев, а пубертатный период может растянуться и на пять лет, и родители должны хорошо понимать, что в жизни их ребенка сейчас происходит настоящая смена эпох со всеми надлежащими и совершенно неизбежными катаклизмами и катастрофами.
 
У всех ли детей подростковый возраст проходит одинаково? Конечно же, не у всех. Да и главные трудности продолжаются не все годы переходного периода. Однако главная задача родителей — понимать, что происходит с их ребенком, и помочь справиться с этим сложнейшим периодом в жизни, когда происходит физическое, умственное, нравственное и социальное становление молодого человека, а также активно формируются моральные и социальные устои личности.
 

Некоторые особенности психологии подросткового возраста

 
В психологии и в педагогике особенности психологии подростков принято называть подростковым комплексом. Что же подразумевается под этими словами, то есть на какие особенности подростковой психологии следует действительно обратить серьезное внимание?
 
Часто подростковый комплекс дает о себе знать повышенным интересом к внешности, причем этот интерес сочетается с особой чувствительностью и с очень острой реакцией на оценку собственной внешности, но при этом с безапелляционными и нелицеприятными высказываниями по поводу внешности окружающих.
 
психология подросткового возраста
 
Педагоги и психологи отмечают, что в подростках часто уживаются такие, казалось бы, несочетаемые качества, как повышенная внимательность и просто поразительная черствость по отношению к окружающим.
 
Часто подростки могут очень легко и практически мгновенно переходить от крайней застенчивости и закрытости к полнейшей раскованности, которая может граничить с развязностью.
 
Кроме того, подростковый комплекс отличается еще и тем, что стремление получить признание окружающих и максимально высокую оценку своих действий или мыслей может сочетаться с демонстративной независимостью и с показной самостоятельностью.
 
Характерны для подростков нежелание соглашаться с общепринятыми в обществе правилами, стремление отрицать общепринятые идеалы, постоянное противостояние любым авторитетам, которые сочетаются с готовностью практически обожествлять своих кумиров, когда те (с высокой долей вероятности) могут появиться в жизни юного человека; причем таким кумиром может быть и поп-звезда, и религиозный фанатик, и руководитель спортивной секции, и необыкновенная девочка из соседнего двора — абсолютно кто угодно.
 
Психологи и педагоги отмечают, что в подростке удивительным образом может сочетаться способность фантазировать, богатое воображение, лиризм и прагматичность, сухой расчет или сухое мудрствование, а нежность вполне способна тут же переходить в жестокость.
 
Если внимательно присмотреться к подростку, то становится совершенно понятно, что для подростков очень свойственна полярность психики, повышенная восприимчивость, ранимость, эмоциональность.
 
Что касается способности подростка к обучению, то тут ученые и педагоги-практики отмечают, что для подростков очень характерны и свойственны стремление к знаниям и к познанию мира и себя, пытливость и живость ума, стремление получить как можно больше самых разных сведений, навыков и умений, что, к сожалению, далеко не всегда проявляется во время школьных занятий.
 
Однако неоднократно отмечалось, что подростки совершенно не стремятся к какой-либо системе при получении знаний и могут легко «перепрыгивать» с одного увлечения на другое, бросать что-то одно, чтобы тут же заняться чем-то другим. Максимальные усилия подростки прилагают для освоения тех сфер и для получения тех знаний, которые кажутся им наиболее привлекательными, интересными и важными.
 
Неоднократно отмечено, что подростки часто бывают эмоционально неустойчивыми, у них резко и совершенно непредсказуемо меняется настроение, что объясняется гормональными всплесками в период активной гормональной перестройки организма. Бывает, что подросток, который только что казался весьма экзальтированным и чрезмерно эмоциональным, практически мгновенно впадает в заторможенное состояние, которое граничит с депрессивным.
 
Подростки категорически неприемлют попыток хоть каким-то образом ущемить их самолюбие, а также любых высказываний или поступков окружающих, которые хотя бы минимально могут напоминать такие попытки.
 
Интересно, что пики эмоциональной неустойчивости у девочек и у мальчиков не совпадают, причем на этот раз девочки от мальчиков отстают. Максимальная эмоциональная неустойчивость мальчиков отмечается в возрасте от одиннадцати до тринадцати лет, а для девочек эта проблема становится особенно актуальной в промежутке с тринадцати до пятнадцати
 

Формирование самосознания подростка

 
Известно, что один из важнейших этапов формирования личности — это этап формирования самосознания, когда молодой человек учится осознавать свои потребности и соотносить их со своими возможностями, учится анализировать свои переживание, желания и мысли и делать выводы на основании выполненного анализа, а также осваивает очень важное умение отличать себя как личность от того, что эта личность делает.
 
Восприятие себя самого, то есть субъективное «Я», формируется у подростков преимущественно не на самооценке, а на мнении окружающих, причем часто даже тех, кто подростку не нравится. Но ведь бесспорный факт, что самооценка — это обязательный и неотъемлемый компонент самосознания. А именно самооценка у подростков, как говорится, хромает на обе ноги: то она занижена по совершенно непонятным причинам, то завышена, и тоже непонятно, почему именно.
 
Чтобы самосознание подрастающего и взрослеющего человека не было искалечено и деформировано, взрослые должны внимательно относиться к подростку и своевременно вносить коррективы в формирование восприятия подростком самого себя и своей неповторимости и уникальности в этом мире.
 

Интеллектуальное и эмоциональное формирование подростка

 
В подростковом возрасте продолжается эмоциональное и интеллектуальное формирование личности, которое началось практически сразу же после рождения, однако именно в подростковом возрасте формирование этих сторон личности особенно активно.
 
формирование подростка на интеллектуальном и эмоциональном уровне
 
Педагоги и психологи неоднократно отмечали, что и эмоционально, и интеллектуально мальчики и девочки развиваются неодинаково.
 
Что касается мальчиков, то, как выяснилось в результате многих наблюдений, именно мальчикам гораздо проще абстрагироваться, поэтому у них лучше, чем у девочек, развито абстрактное мышление и восприятие. Как правило, мальчики имеют более широкий круг интересов и самых разных увлечений, которые иногда могут быть и совершенно неожиданными.
 
Но есть и другая сторона медали — несмотря на некоторые явные преимущества, мальчикам гораздо сложнее ориентироваться в реальной жизни и принимать безошибочные решения в ситуациях, которые встречаются в реальных обстоятельствах.
 
По поводу девочек неоднократно отмечено, что девочки более практичны, более реалистичны и более крепко стоят на ногах в обыденных житейских ситуациях. Кроме того, отмечается, что девочки умеют более ясно и отчетливо доносить до собеседника свою мысль, то есть словесно-речевая деятельность развита у девочек лучше, чем у мальчиков этого же возраста.
 
Отмечается и то, что девочки более остро и более болезненно реагируют на нелестные отзывы об их внешности, чем на такие же острые высказывания по поводу их сообразительности и интеллектуальных возможностей.
 
Интересно! Психологи отмечают, что и мальчики, и девочки, достигнув подросткового возраста, в одинаковой степени стараются проявлять самостоятельность практически во всех сферах жизни, однако брать на себя решения и ответственность за эти решения пока что ни девочки, ни мальчики не торопятся, полагаясь в сложных ситуациях на помощь взрослых.
 

Самооценка подростка и его стремление познать себя

 
Для любого подростка весьма характерно стремление познать себя и свои возможности в самых разных сферах жизнедеятельности. Для любого подростка крайне важно понять, на что он способен, в чем он лучше других, чем он может выделиться на общем фоне. Взрослые должны помнить о том, что для подростков свойственен максимализм, то есть восприятие всего окружающего по максимуму и стремление достичь максимума во всем, что подростку интересно (надеяться, что это будет изучение, например, химии, совершенно не стоит, хотя и исключать этого тоже нельзя).
 
самооценка подростка и подростковый кризис
 
Любой подросток пытается выяснить, где ему нет равных и где он будет несравненно лучше, чем другие. Для подростков очень часто характерны упорство, настойчивость, вера в свои силы и возможности, стремление добиться практически невозможного, включая пресловутое «перевернуть мир».
 
Такое сочетание черт характера может из любого человека сделать успешную личность и бесспорного лидера в своей отрасли, однако чаще всего реалии повседневности через какое-то время заставляют эти черты угаснуть и превращают весьма обнадеживающего подростка во вполне заурядного взрослого.
 
Очень важно, что практически любой подросток сравнивает себя с другими людьми, причем чаще всего происходит сравнение с кем-то из известных и успешных людей — именно таким образом формируются подростковые авторитеты, а то и кумиры. А важность формирования авторитетов переоценить действительно сложно, поскольку часто именно на этой основе будут сформированы личностные ценности и оценка себя как личности, что имеет огромное и неоспоримое влияние на всю дальнейшую жизнь человека.
 
Кроме того, сравнивая себя и свои возможности с другими людьми, подросток определяет свои цели на и ближайшее время, и на отдаленное будущее, а именно эти цели и станут основой дальнейших поступков и решений.
 
И самооценка, и самовоспрятие любого подростка в очень значительной мере зависят от общения, причем как от общения со сверстниками, так и от общения со взрослыми. Именно общение с окружающими людьми корректирует самооценку любого человека и, тем более, самооценку подростка.
 
Очень важно понимать, что для любого подростка огромное значение имеет признание — и признание его умений, и признание его достоинств, и признание его правоты. Если подросток получает такое признание, то он становится вполне успешным взрослым, даже если идея перевернуть мир и отвергнута как неперспективная.
 
Однако если подросток не получает ни малейшего признания своих талантов, у него практически наверняка будут развиваться многие комплексы, в том числе и комплекс неполноценности. Имея же внутреннюю и даже неосознанную потребность компенсировать свои комплексы, подросток может бросать вызов обществу, шокируя всех своим, казалось бы, необъяснимым неадекватным поведением. Однако возможен и другой вариант, когда подросток становится нелюдимым и замыкается в себе, теряя любую, даже самую крошечную, веру в людей.
 

Коммуникативная сфера в жизни подростков

 
Сложно не согласиться, что совершенно особенное значение для любого человека и, тем более, для подростка, имеет коммуникативная сфера, то есть сфера общения между людьми, а также возможность и умение общаться. Именно в процессе общения (коммуникации) подросток получает знания, которые ему непременно понадобятся в жизни, причем эти необходимые знания далеко не ограничиваются школьными предметами.
 
Подростку очень важно научиться понимать принципы общения между людьми, принципы построения иерархии в любом обществе или сообществе, принципы совместной деятельности и многое другое.
 
Важнейшее значение для любого подростка имеет мнение, которое составила о нем группа ровесников, с которыми он общается, тем более, если это некое организованное сообщество. Тут же необходимо отметить, что для подростка необыкновенную важность имеет сам факт принадлежности к какой-то определенной группе, и уж тем более невероятно большое значение имеет факт одобрения группой его поступков.
 
Внимание! Именно положение подростка в сообществе (в группе), а также те качества, которые приобретает подросток в этом коллективе становятся важнейшим фактором формирования его поведения и формирования мотивов его поступков.
 
Становится понятным, насколько важным может быть общение подростка для формирования его личности и для определения общей линии поведения.
 
Очень важно, что именно в подростковый период любой подросток начинает предпринимать попытки «примерить» на себя самые разные социальные роли и пытается с максимальной степенью достоверности определить, какие требования предъявляет общество к той или иной социальной роли, а также какие права и какие возможности можно получить, выполняя конкретную социальную роль.
 
Проблемой подросткового возраста много и плодотворно занимался блестящий американский психоаналитик (немец по происхождению) Эрик Хомбургер Эриксон, который очень много работал как психолог, изучающий и корректирующий психологию развития. Именно Эрику Эриксону принадлежит теория восьми стадий психосоциального развития личности и именно он стал автором популярного сегодня термина «кризис идентичности». Что имеется ввиду?
 
Не секрет, что одна из важнейших особенностей любого подростка — поиск себя, своего места в мире, стремление найти себя как личность и как индивидуальность. Иногда этот путь может быть не просто длительным и сложным, но еще и болезненным, когда самолюбие подростка будет подвергаться многочисленным испытаниям, а то и ударам.
 
Эрик Эриксон назвал этот кризисный период в жизни подростка термином «Идентификация, или путаница ролей», а также отметил, что ролевые попытки самоидентификации не могут обойтись без откровенного негатива, который не может не огорчать взрослых и не может не провоцировать негативное восприятие окружающих (или части окружающих) и конфликтные ситуации.
 
Психологи и педагоги отмечают, что главная суть так называемого подросткового комплекса состоит в свойственных именно этому возрастному периоду поведенческих моделях и в специфических, свойственных именно для подростков, поведенческих реакциях на любое воздействие и вмешательство извне, то есть на любую попытку вмешаться в жизнь подростка или попытаться подкорректировать его поведение.
 

Социализация подростков

 
Одной из важнейших частей подросткового кризиса следует считать социализацию подростка — в подростковом возрасте все подростки проходят через фазу первичной социализации, что объясняется тем, что все подростки этого возраста посещают школу и находятся на иждивении (на содержании). Чаще всего речь идет об иждивении родителей, но некоторые подростки по совершенно разным причинам находятся на иждивении у государства.
 
В социальном отношении подросток практически не отличается от ребенка, поскольку подросток тоже зависит от содержащих его институтов (институт семьи или институт государства).
 
Что касается психологических особенностей этого возраста применительно к социализации, то психологи отмечают существенное возрастание уровня притязаний, то есть подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы окружающие считали его именно таким.
 
Для подростка очень важно, чтобы его признали взрослым и чтобы его поведение воспринималось как поведение взрослого, однако уровень этих притязаний в большинстве случаев достигается несколько позже, поскольку понятие «взрослый» непременно соединяется с понятием «ответственность», к чему подростки чаще всего не готовы. Тем не менее, для подростка крайне важно, чтобы его взросление и взрослость были замечены и отмечены как можно большим количеством людей; также для подростка не менее важно изменить форму своего поведения, чтобы не выглядеть ребенком в глазах окружающих.
 
Не следует забывать, что представления подростков о норме поведения в среде взрослых людей далеко не всегда соответствуют действительности, что провоцирует обсуждение поведения и поступков взрослых людей, причем это обсуждение далеко не всегда имеет приемлемые формы, что способно стать причиной возрастных конфликтов, которые, к сожалению, весьма типичны при общении с подростком.
 
Однако психологи отмечают, что очень многие подростки находятся в так называемом состоянии социального покоя, когда выбор будущего перед ними не ставится, когда взрослые продолжают вести себя по-прежнему, когда требования к ответственности за решения и поступки не предъявляются, а социальные наслоения практически не проявляются и практически незаметны.
 
Именно такие подростки достаточно часто проходят подростковый возраст легко и практически без кризисных ситуаций, однако не следует забывать, что социализация неизбежна для каждого человека и совершенно не зависит от тех условий, которые были созданы для подростка в семье.
 
Например, если подросток не научился общаться с ровесниками в раннем подростковом возрасте, то ему все равно придется это делать в позднем подростковом возрасте, когда законы подросткового социума становятся более жесткими, поэтому процесс социализации для такого подростка может пройти гораздо сложнее и стать более травматичным.
 
Для полноценной социализации любого подростка очень важны отношения в семье, ведь именно семейные установки становятся ориентиром для установления подростком межличностных отношений. Известно, что если в семье нет взаимного доверия и уважения, то у подростка формируется чувство недоверия к окружающему миру, а то и чувство враждебности.
 
Кроме того, на формирование подростка как личности огромное влияние оказывают социально-экономическое состояние всего общества, ощущение стабильности или нестабильности, ощущение уверенности или неуверенности в завтрашнем дне, представления о социальной справедливости.
 

 
Очень важен общий социальный фон в обществе: спокойствие, доброжелательность и уверенность или тревожность, озлобленность, растерянность — именно в условиях конкретных социальных настроений общества и формируется личность подростка.
 

Выводы

 
Молодым мамам часто кажется, что бесконечные подгузники, пеленки и ночные кормления не закончатся никогда, однако вот уже малыш и сам ходит, и сам одевается, и сам ест. А там уже и до школы недалеко…
 
Но помнили бы мамы, что «маленькие детки — маленькие бедки»… Тьфу-тьфу, никаких бедок никому, как говорится, «и даром не нать», то есть решительно и бесповоротно не надо, однако же проблемы растут в меру того, как вчерашние груднички и детсадовцы превращаются в подростков. И тут уж ничего не поделаешь, природу стороной не обойдешь и никак не обманешь — вот он, подростковый кризис.
 
Что же так раздражает взрослых и почему? Неужели взрослых раздражает то, что подростки не хотят мириться с любой несправедливостью и хотят самостоятельно разобраться во всем, что происходит вокруг? Неужели взрослые не согласны с тем, что их дети стремятся к совершенству и к идеалу? Конечно же, это не так (многим государственным мужам этих бы качеств добавить).
 
Но как же огорчают неприятие родительского авторитета (впрочем, и остальных авторитетов тоже), как же порой раздражает неуместная экстравагантность или показная и демонстративная бравада, как же тревожит чрезмерная эмоциональность, которая может в одно мгновение из ранимости превратится в жестокость! Но дети растут именно так, и поделать с этим ничего нельзя.
 
И если мамы и папы хотят увидеть в своем доме Прекрасного Белого Лебедя, то им просто необходимо помочь благополучно вырасти странному, непонятному, ни на что не похожему Гадкому Утенку…
Оценка 4.8 из 5 Голосов: 53

Интересные статьи

Комментарии