Все что необходимо знать родителям о раннем развитии детей и воспитание ребенка.
Всего тем в разделе: 47

Как научить ребенка читать

как научить ребенка читатьПосле того, как маленькие детки появляются на свет, они постоянно развиваются. Они учатся говорить, ходить. Но так же для нормального развития нужно научить малышей читать.

 

Когда вслух произносить слова, в мозг посылаются различные электромеханические импульсы. Мозг анализирует смысл услышанного. Тот же самый процесс происходит, увидав написанное слово. Глаза видят, а мозг анализирует.

 

Как же правильно научить ребенка читать. Прочитав этот материал, вы сможете ответить на этот вопрос.

 

Подготовка материала

 

Чтобы  приготовить материал, вам понадобится купить белый картон. Его следует нарезать на небольшие полоски. Длинна полоски – 50 см, ширина – 10 см. На этих картонках вы будете писать слова. Для написания слов нужно взять красный фломастер. Можно использовать маркер, так как чем шире будет стержень, тем лучше. На нарезанных картонных полосках нужно написать слова. Нужно использовать печатные буквы. Прописные используйте только в тех случаях, если будете использовать собственные имена, которые начинаются с заглавной буквы. Буквы должны быть высотой  не больше 7,5 см. Шрифт – 1,5 см. Такие размеры шрифта и букв легко будут вопросом. Буквы следует писать очень аккуратно и разборчиво. Помните, что вы будете держать полоски в руках, поэтому нужно оставить по краям поля 1,5 см. Пишите чисто и отчетливо. Если потратить немного больше времени для изготовления карточек, можно проявить фантазию и использовать в их использовании трафарет. Это поможет создать красивые и аккуратные карточки. Но тут важным аргументом есть время, так как вашему малышу понадобится изготовить множество различных карточек.  При написании слов нужно использовать одинаковый шрифт. Нужно быть систематичными в написании. Определенная система облегчит задачу для ребенка.

 подготовка ребенка к чтению

Изначально слова пишите красным шрифтом. Это буде максимально притягивать внимание малыша. Буквы должны быть большими. В дальнейшем вы постепенно будете уменьшать шрифт до нормального. Красный цвет заменится  черным. Рецепторы зрения будут постоянно в развитии. Большие буквы используют по той причине, что они наиболее просты для зрения. А красный цвет максимально привлекает внимание малыша.

 

Последовательность в обучении чтению

 

В обучении вы должны додерживаться определенной последовательности, не зависимо от того. На начальномэтапе следует научить ребенка читать отдельные слова, затем можно переходить к словосочетаниям. Позже обучайте малыша читать простые предложения, за ними – самые распространенные предложения. Самым последним этапом будут книги.

 

1 этап чтения: Отдельные слова

 

Этот этап состоит всего из пятнадцати слов. Для начала малышу этого будет вполне достаточно. После этих выученных слов малыш постепенно будет пополнять свой словарный запас новыми словами. Начинать обучение нужно в то время, когда ребенок в хорошем настроении и полон энергии. Заниматься следует в тихой, спокойной комнате. Никакие шумы не должны мешать малышу в  восприятии информации. Так же в комнате не должно быть никаких ярких картинок и предметов, чтобы ребенок не отвлекался. Возьмите карточку с написанным словом, покажите ее малышу и вслух повторите то, что там написано. Не следует заставлять малыша повторять. Достаточно, чтобы он посмотрел несколько секунд на слово. То же самое повторите с остальными словами. В промежутках между показом карточек  приласкайте ребенка. Он должен чувствовать заботу и любовь. Перерывы меду учениями должны составлять не менее тридцати минут. Повторите процесс три раза в течение всего дня. На второй день обучения повторите занятия три раза.  Можно к основному набору слов добавить пять новых слов. Покажите новые слова три раза, а затем покажите три раза карточки со старыми словами. Второй день будет включать в себя шесть занятий. Не забудьте в конце занятий похвалить малыша. Похвалите его, скажите, что вы гордитесь его достижениями. При этом следует выразить свои чувства физически, поцеловать или обнять малыша.

 

Не стоит в качестве наград давать малышу конфеты или другие сладости. Детки обучаются чтению достаточно быстро, поэтому не нужно показывать одинаковые слова больше, чем три раза в день. Это может надоесть ребенку и у него пропадет желание изучать слова. Так же важную роль играет время показа карточки. Оно не должно занимать больше двух секунд, так как можно утратить внимание ребенка. В течение третьего дня обучения нужно добавить еще пять незнакомых слов. Учите своего малыша при помощи трех наборов. В каждом наборе должно быть пять слов. Набор так же стоит демонстрировать по три раза. Общее количество занятий  - девять. Каждое из занятий займет не больше двух-трех минут. Растягивайте их на целый день.  Подбирая первые пятнадцать слов, обратите внимание на знакомые и приятные для малыша слова.  Это могут быть имена членов семьи, клички любимых животных,  названия любимых блюд, предметов домашнего обихода. В каждой семье этот список разный.

 

В ходе занятий ваш малыш не должен скучать. Вы не должны этого допустить.  Ребенку могут наскучить обучения, если вы их будете проводить очень медленно.

 

Не забывайте о том, что малыш одновременно может изучать другой язык, так что скучать он не должен. Пройдя первый  этап обучения, малыш развивает свой зрительный аппарат, а так же его мозг учится отличать письменные знаки один от другого. Так же справляется с такой важной абстракцией – сумеет читать слова.

 

Многие родители удивляются, почему процесс обучения не начинается именно с изучения алфавита. Это объясняется тем, что нужно начинать любое обучение с известного и ясного, а потом переходить к неизвестному и новому, а в самом конце – к абстрактному.  На первом этапе обучения ребенок должен уметь различать визуально знаки. Читать буквы сложно для деток, но все приходит с опытом. Алфавитные буквы это элементы чтения и письма, ничего больше. А отдельные звуки  - элементы восприятия речи на слух. Когда ваш малыш научится читать, тогда можно приступает к изучению алфавита.  На то время он уже поймет, зачем нужен алфавит и зачем придумали буквы.

 

Начинаем изучать с ребенком чтение, используя  слова, которые значат его части тела. Это правильно, так как ребенок должен сначала познать себя, а уже позже переходить к познанию внешнего мира. Дети учатся с помощью слуха, зрения, осязания. Поэтому, когда вы читаете ребенку сказку, старайтесь показывать на предметы, которые используются в книге. Приступим к изучению частей тела. Сделайте картинку такую, как обозначено на следующем рисунке.

Части тела

чтение ребенка и части тела

 

 

Слова, которые были изучены в течение пяти дней, следует каждый день заменять новыми словами. Следует так делать с каждый набором слов. На протяжении недели ваш малыш видел три первых набора слов, теперь можно каждый день обновлять  одно слово.  Не показывайте ребенку подряд слова, которые будут начинаться с одной и той же буквы.  Очень часто в таком случае ребенок может перепутать значимость. Если вы будете действовать правильно, то малыш будет изучать пять слов  в день.

 

После того, как ребенок выучит слова, которые обозначают части тела, можно перейти к следующему этапу обучения. Можно добавлять в обучение существительные, которые обозначают названия  предметов дома. Это должны быть те слова, которые чаще всего используются в доме. Пусть это будут названия предметов обстановки, животных, личных вещей малыша. На этот момент обучения ребенок имеет в своем запасе уже 25-40 слов. Не следует возвращаться к повторению старых слов, чтобы ребенок не заскучал. Детки любят все новое. Так что, даже если вы захотите проверить предыдущие успехи вашего чада, не стоит этого делать. Создайте таблички с названиями предметов домашнего обихода так, как показано на рисунке ниже.

Предметы домашнего обихода

предметы домашнего обихода для быстрого чтения ребенка

 

 

Этот список может быть изменен, дополнен. Далее нужно переходить к личным вещам ребенка. Табличка показана на рисунке 3.

Личные вещи

используем личные вещи для обучению чтению ребенка

 

Продукты питания

продукты питания используем для чтение малышем

 

Животные

животные и быстрое чтение ребеночка

 

 

По такой же схеме делаете таблички животных, продуктов питания (рисунки 4 и 5). Все наборы слов можете изменять в соответствии  с увлечениями и пристрастиями ребенка, а так же по вашему личному выбору. Все слова учить следует так же, как и предыдущие. После того, как ребенок изучил существительные, следует перейти к глаголам. Для того, чтобы процесс обучения был более интересным. Вы можете демонстрировать действия. На этом этапе ребенок должен знать уже не менее пятидесяти слов. Вы должны объяснить своему малышу то, что чтение ни в коем случае не обязывает его ни к чему. Он должен получать удовольствие от прочитанных книжек. Перед тем, как переходить к следующему этапу обучения, нужно убедиться в том, что ребенок не потерял интерес к словам. Если ребенку становиться интересно какое-то слово, вы должны его написать печатными буквами и показать ребенку. Он, таким образом, пополнит свой словарный запас. Малыш будет гордиться тем, что в списке изучаемых слов появилось то слово, которое он внес сам.

 

2 этап: словосочетания

 

После усвоения ребенком основных слов, следует переходить к следующему этапу обучения, на котором малыш сможет соединять слова вместе, образуя из них различные комбинации. Этот шаг является промежутком между чтением слов и предложений. Вам нужно будет проанализировать, какие слова ваш ребенок уже знает. Из этих слов следует составить комбинации. Лучше всего подойдут названия цветов. Вы можете взять карточки разных цветов и написать на них соответствующее название.

 

быстрое чтение ребенка и ознакомление с цветами

 

 

Когда будете учить малыша читать слово, потом переверните карточку, чтобы он увидел на практике, что это значит. Детям нравиться распознавать цвета. Они обучается этому очень быстро и легко. После того, как ваш малыш изучит основные цвета, можно ознакомить его и с различными оттенками. Когда вы увидите, что ребенок полностьюю изучил цвета, составьте для него такие словосочетания:

слова с использование цветов для чтения детей

   

Каждое сочетание имеет огромное значение, так как малыш теперь знает эти два слова как одно. Малыш становится доволен тем, что ознакомился с новым словом, а так же он начинает понимать, что, комбинируя два старых слова, возникает новое понятие. Это еще больше повысит его интерес к изучению новых слов. Через некоторое время вы приступите к изучению антонимов.

быстрое детское чтение и размеры

После их обучения обьеденяем их с уже знакомыми словами, для того, чтобы получилось словосочетание:

как научить ребенка быстро читать

 

 

3 этап: простые предложения

 

Теперь вы перешли еще на один уровень в мире чтения. Вам следует ознакомить своего ребенка с простыми предложениями. На основе знакомых ребенку слов следует составить простые предложения. 

 словосочетания и чтение детей

При запасе уже знакомых слов можно составить большое количество комбинаций. Чтобы проще было использовать простые предложения, используйте такие способы обучения:

  • Составьте пять предложений, используя свои карточки размером 10 на 45 см. Размер шрифта придется уменьшить для того, чтобы на одной карточке смогло поместиться два или даже три слова. Высота букв должна быть 5 см. Между словами должно оставаться пустое пространство, чтобы малышу было легче ориентироваться. Курс обучения простым предложениям должен длиться пять дней. Три раза в день показывайте карточки своему малышу. Он обязательно запомнит их. Затем каждый день из имеющегося набора предложений удаляйте по два старых, заменяя их на новые. Ребенок сможет их усваивать быстро, так что не медлите с переходом на новые предложения.

     
  • Сделайте самую простую книгу предложений. В этой книге разместите пять предложений, а так же к каждому из них придумайте интересную для ребенка иллюстрацию. Ее размер должен быть 20 на 45 см. Шрифт используйте красного цвета, размер букв – 5 см. Страницы с текстом должны находиться перед иллюстрированными картинками. Можно проявить фантазию и проиллюстрировать книгу личными фото малыша, когда он выполняет те или иные действия. Детям очень нравятся такие книжечки, так что не стоит лениться, постарайтесь приготовить такую книгу и для своего чада. Начинайте обучать малыша с первых десяти страниц. Читайте книгу не чаще трех раз в день. Спустя несколько дней приготовьте новую главу, используя тот же самый словарный запас.

 боря ест

4 этап: предложения распространенные

 

После изучения простых предложений нужно приступить к предложениям распространенным. На этом этапе малыш способен понимать полноценные предложения, которые выражают мысли законченные. Если бы мы могли понимать только знакомые предложения, то круг того, что мы читаем, был бы очень невелик. Но, открыв новую книжку, мы стремимся обнаружить в ней что-то новое.  Узнавать отдельные слова, а так же осознавать, что они обозначают, является первым шагом к чтению. Узнавать слова, что употребляются в предложении – это второй шаг к чтению. На этом этапе можно пользоваться теми же процедурами, что и пользовались на третьем этапе. Но следует увеличить количество слов, которые входят в предложение. Раньше мы выбирали из пяти глаголов и существительных пару слов и делали из них предложение. Теперь предложение может состоять из трех и больше слов. Для приготовления предложений, используйте один из методов, указанных на третьем этапе. Добавляйте в предложения прилагательные и наречия, что получилось такое предложение:

 

Размер шрифта немного сделайте меньше. Буквы должны быть не выше 4 см. Размер карточки может быть 45 см, для того, чтобы все слова свободно помещались. Не забывайте делать расстояние между словами. Если вам приходилось играть со своим малышом в составление предложений, то наверное наблюдали за тем, что детям нравятся смешные или абсурдные предложения.

 

Помните важное правило о том, что ребенок быстрее усвоит уроки, если они будут веселыми и интересными. Очень интересно проходят занятий, на которых ребенок и мама соревнуются, кто же больше составит предложений и оригинальных комбинаций. Так как до этого этапа ребенок уже усвоил много слов и комбинаций, то он без проблем быстро освоит новые предложения. Очень правильно, если вы составите вместе с малышом предложения, которые будут исходить из запаса в 50 слов. При таком занятии малыш потренируется использовать уже знакомые слова. На данном этапе вы все так же доставляете ребенку учебный материал, читаете ему вслух книжки, предложения. В зависимости от того, какого возраста ребенок, он может при желании произносить слова самостоятельно. Если ребенок это делает по собственной воле, то это очень хорошо. Но вы не должны сами настаивать на этом.

 

Изучая предложения, они со временем станут большими, и не будут помещаться на карточках. Вам нужно будет:

  • Увеличить количество изучаемых слов;
  • Сделать меньше размер шрифта;
  • Цвет букв изменить с красного на черный.

 

Шрифт уменьшайте постепенно. Д.ля начала высота букв должна быть не меньше 2,5 см. Пользуйтесь этим шрифтом около двух недель. Если малыша это не будет затруднять, то количество слов можно увеличивать. Уже можно использовать предложение, составленное из шести слов. Со временем высоту букв можно уменьшить до 1 см. Нужно помнить такое правило: никогда не уменьшайте шрифт, одновременно увеличивая количество слов. Для начала уменьшите высоту букв, а потом постепенно  увеличивайте количество использованных слов в предложении. Помните о том, что предложения не должны быть написаны очень большими буквами или слишком четко. Вы должны избегать только маленькие буквы и неразборчивое написание. Никогда не спешите!

 

Если вы будете очень поспешно увеличивать количество слов или же уменьшать шрифт, ваш ребенок может утратить свое внимание. Во время обучения он не будет смотреть на карточку, так как предложение покажется для него очень сложным. Если вы заметите такое за своим малышом, то вам следует вернуть прежний шрифт или количество слов. У ребенка возвратиться энтузиазм и интерес. Через некоторое время повторите попытку. Размер и цвет слов изменять не стоит. Но когда вы будете изготовлять книгу, буквы должны быть 2,5 см, а шрифт используйте черный. Когда вы уменьшите буквы, черный шрифт будет создавать с белой бумагой контраст и ребенку будет намного легче читать. Теперь вы подготовили ребенка к самому основному этапу – чтение книги. Создавая книги из словосочетаний, распространенных и простых предложений, мы готовились к чтению книг.

 

5 этап: книги

 

На данном этапе ваш ребенок готов читать книжки. До этого момента он усвоил множество различных слов, прочитал самодельные книги, усвоил словосочетания, предложения простые и распространенные. При чтении своей первой книги, ребенок встретиться со всем этим. Малыш уже умеет обращаться с большими буквами, теперь ему нужно научиться читать мелким шрифтом, а так же новшеством для него будут страницы, на которых большое количество символов. Чем младше ребенок, тем необычным будет для него этот факт. Если вы уже на этот момент научили ребенка читать, тем самым вы укрепили и развили его зрительный аппарат. Раньше, малыш имел дело с одними и теми же словами, которые отличались только шрифтом.

 

Вы могли наблюдать насколько быстро он может читать тот или иной шрифт. Это вам помогло определить какой шрифт является самым удобным для ребенка. Если слова, которые малыш читал отлично на третьем и втором этапе, вызывают у него затруднение, то смените шрифт. Это значит, что он слишком маленький для ребенка. Напишите те же предложения шрифтом 5 см. Через несколько месяцев повторите попытку уменьшить шрифт снова. В среднем трехлетний ребенок должен читать книги, напечатанные шрифтом 1 см. Если ребенку еще не исполнилось два года, для него следует купить или сделать самостоятельно книги, со шрифтом от 2,5 до 5 см. К приобретению книги нужно отнестись серьезно. В ней должны быть те слова, которые уже знакомы ребенку.

 

Выбор книги очень важен, при ее выборе придерживайтесь таких правил:

  1. Словарный запас книги должен быть от пятидесяти до ста слов.
  2. На одну страницу должно быть не более одного предложения.
  3. Печатный шрифт должен быть не более одного сантиметра.
  4. Текст должен идти перед картинками.

 

Одной или двух книжек будет недостаточно для ребенка. Чтобы удовлетворить его интерес, вам понадобиться много книжек. Самым простым способом является покупка интересных книг и переписывание их содержания большим, отчетливым шрифтом, который более всего подойдет ребенку. Для того чтобы разнообразить вашу самодельную книгу, вы можете вклеивать в нее разные вырезанные иллюстрации. Иногда для того, чтобы ребенку было проще читать книгу, требуется немного упростить текст. Если вам попалась книга с очень интересными иллюстрациями, но с глупым смыслом, вы можете переделать ее таким образом, чтобы она не наскучила малышу. Вы режьте красочные картинки и придумайте свой текст.

 

Содержание книжки – это очень важный момент. Причины на чтение книг у детей такие же, как и у взрослых. Они должны, в первую очередь, заинтересовать ребенка. Он ожидает от книги новую информацию и развлечения. Сказки и различные приключения – вот что нравиться малышу и вызывает его интерес. Его манит волшебный мир. Но так же среди детей очень популярными являются книги с рассказами о знаменитых людях или про животных. Если книга покажется интересной вам, то, скорее всего она заинтересует вашего ребенка. Если книга будет сложной для ребенка, вы должны обязательно будете помочь ему в чтении.

 

Следует помнить такие правила:

  1. Покупайте книжки, или еще лучше, изготовляйте их, чтобы они были интересные для ребенка.
  2. Перед тем, как читать книжку, учите с ребенком все новые слова, которые будут в книге.
  3. Текст должен бать разборчивым и максимально четким.
  4. Ребенок сначала должен прочесть текс, только после этого  можно переходить к просмотру иллюстраций.

 

К чтению следует приступать только после того, как все правила  соблюдены. Читайте книжку вместе со своим малышом. Очень хорошо, если он захочет прочитать отдельные слова самостоятельно. Вы должны читать не спеша, очень выразительно, а так же с энтузиазмом. Не следует малышу указывать на каждое новое прочитанное слово. Но если он сам поинтересуется словом, остановитесь, но не слишком задерживайтесь. Книгу нужно читать около двух дней по три раза каждый день. Каждую прочитанную книжечку кладите на полку ребенка, пусть он собирает свою библиотеку. Ребенок сможет читать позже их повторно. Постоянно пополняя свою библиотеку, ребенок будет гордиться этим. На этой стадии малыш обычно будет брать с собой свою любимую книгу, куда бы он не отправился. Он будет их читать в любой подходящий момент, когда будет стоять в очереди, ехать в транспорте, сидя в кафе. Покупайте как можно больше интересных книг ребенку, на этой стадии он будет их прочитывать очень быстро.

 

 

Статья написана по материалам книги Гленн Доман "Гармоничное развитие ребенка".

Оценка 4.5 из 5 Голосов: 10

Интересные статьи

Комментарии

Алла 31 декабря 2012, 12:44

Если хотите быстро и правильно научить малыша читать, то лучше сперва обратится к логопеду, но на протяжении всего детства чадо нужно заинтересовывать в этом: читать сказки, разговаривать, сюсюкаться в конце концов. Также не стоит спешить, чтобы Ваш ребенок уже умел читать в 5 годиков, как это делают многие родители... всему свое время и не нужно бежать впереди паровоза!