Все что необходимо знать родителям о раннем развитии детей и воспитание ребенка.
Всего тем в разделе: 47

Понятие самостоятельности в учебе. Формирование у ребенка трудолюбия

Понятие самостоятельности в учебеЕсли говорить о самостоятельности детей в обычной жизни и самостоятельности в учебе, то стоит учитывать, что это разные понятия. Многие дети могут быть очень самостоятельными в жизни, помогать родителям по дому, могут сами одеться-раздеться, подчас даже сами могут пойти в магазин. Они могут легко общаться и находить друзей. Но когда приходит время ребенку идти в школу, ситуация может оказаться абсолютно противоположной. Вы  можете услышать от учителя, что ваш малыш очень пассивный, что его нужно постоянно поторапливать и подталкивать к работе. Попытаемся разобраться в том, что же такое самостоятельность в учебе.

 


Школьник должен уметь ставить перед собой разные учебные задачи и решать их, действуя по собственному осознанному побуждению : "Это мне интересно", "Мне надо это сделать", без постоянных понуканий стоящих над душой родителей и учителей: "Делай вот так...", "Делай это...". Как считают многие педагоги, в этом и заключается самостоятельность школьникаВажными качествами ребенка здесь являются активность в познавании, интерес, инициатива, умение планировать свою работу и умение ставить перед собой цели. Вам на первый взгляд может показаться, что ребенок еще очень маленький для того, чтобы самостоятельно принимать решения и ставить какие-то планы. Только ведь помощь взрослого заключается не в подавлении ребенка постоянной гиперопекой, а в том, чтобы помочь ребенку выявить эти качества. 



Постоянный контроль над ребенком, скорее всего не поспособствует развитию самостоятельности. Стоит задуматься, не слишком ли часто ваше чадо слышит от вас фразы типа "Это не твоего ума дело", "Не лезь в разговоры старших", или что ему еще рано знать то, что у него не получится это, что он еще слишком маленький. Если ребенка так тщательно контролировать, он постепенно перестанет отвечать за свои действия и будет перекладывать свою вину на взрослых ("Бабушка не положила", "Ты мне не напомнила" и т. д.).



Поначалу, пока малыш еще не умеет ставить перед собой цели, для развития самостоятельности можно подавать ему варианты действий. Например, если у ребенка диктант по русскому языку, нужно спрашивать его, что нужно в первую очередь повторить, что нужно сделать в конце диктанта, на что обратить внимание и предложить варианты. Или если у него не получается задача, предложить варианты действий, чтобы он выбрал, например, позвонить однокласснику или сделать сначала уроки, которые у него получаются или же отложить задачу, пока придет кто-нибудь из родителей, кто поможет и т.д. 



Принимать верные решения и находить правильный ход действий ребенок научится не сразу, на это не рассчитывайте. Но следует ему намекнуть, что успех зависит не от родительских стараний, а от его собственных, от самостоятельности ребенка и инициативы. 



Для выработки самостоятельности у ребенка многие педагоги рекомендуют использовать специальные памятки по выполнению различных заданий, которые учат малыша формировать определенный алгоритм в различных ситуациях (например, как выучить новое правило, как решить сложную задачу, как делать работу над ошибками и т. д.). Такие памятки  можно изготовить вместе с ребенком в виде схемы или рисунков, или пронумерованного порядка действий, и повесить над его рабочим столом, чтобы ребенок с ними сверялся.



Известно, что большое количество ошибок дети делают из-за невнимательности, поэтому очень важным навыком в учебной деятельности является самоконтроль. Ребенок должен уметь узнать, запомнил ли содержание параграфа, находить написание слов по словарю, проверять правильность математических вычислений и т.д. И на уроке, и дома под рукой  всегда должны быть схемы самопроверки. Ведь когда ребенок научится проверять себя после какого-нибудь вида деятельности, количество сделанных ошибок у него резко сократится. 



Если ребенок при выполнении задания проявляет какую-либо инициативу, например, решает дополнительное задание, или находит при подготовке к уроку дополнительный материал, обязательно нужно его хвалить.

 

Поступая в школу, ребенок переходит к новому этапу развития и личностного роста. Главное место теперь занимает учебная деятельность, способствующая развитию самостоятельности, хотя прежние виды деятельности (игра, труд, общение), в которых его самостоятельность формировалась, сохраняются. К тому же значительная часть деловых качеств ребенка, проявляющихся в подростковом возрасте, формируются именно в процессе учебы. От этих деловых качеств зависит также мотивация достижения успехов, которая начинает развиваться у детей еще в дошкольном возрасте.

 

В возрасте 6-11 лет у детей начинают появляться мысли о том, что если приложить больше усилий, можно скомпенсировать недостаток их  способностей. У ребенка в это время формируется и укрепляется очень весомая личностная характеристика, благодаря которой в дальнейшем определяется, какими будут его успехи в том или ином виде деятельности.   

 

В годы начального обучения в школе в процессе трудовой деятельности и обучения у детей также закрепляются такие качества, как самостоятельность и трудолюбие. Происходит это тогда, когда ребенок, приложив определенные усилия для достижения результата, и получив за эти усилия поощрение, достигает поставленной цели.

 

Формируем у ребенка трудолюбие и самостоятельностьУчеба у ребенка может вызывать положительные либо отрицательные эмоции, от чего зависит, получает  ли он удовольствие от труда. Если он его получает, зарождается трудолюбие.

 

То, что вначале учебной деятельности детям приходится справляться со многими сложностями, связанными с учебным процессом (сложности в обучении письму, чтению и счету), привыканием к новым жизненным условиям (новым требованиям, обязанностям, режиму дня) и новым заботам (раньше можно было играть, придя из детского сада, а теперь нужно делать уроки), также способствует развитию у ребенка трудолюбия.

 

В этот период важно будет для родителей обдумать систему поощрений их чада за успехи, но именно за те успехи, которые ему даются трудно, и которые зависят от того, какие усилия он затратит, чтобы выполнить этот вид деятельности.

 

Большое значение имеет вера ребенка в собственные успехи, она постоянно должна поддерживаться учителем. Чем ниже уровень притязаний ребенка и его самооценка, тем сильнее должны его поддерживать воспитывающие его люди (учителя, родители).

 

В младшем школьном возрасте самостоятельность детей зависит от взрослых.  И сей период может стать критическим, решающим для развития этого личностного качества. Проявления зависимости и самостоятельности должны находиться в равновесии. Так, ребенок может стать закрытым и непослушным, если с раннего возраста делать главный упор на самостоятельность, что значительно усложнит ему получение жизненного опыта.   И в то же время, ребенок может стать пассивным, несамостоятельным, может обрести зависимость от мнения взрослых и замедлить развитие данного личностного качества из-за чрезмерного послушания, открытости и доверчивости. 

 

К концу младшего школьного возраста соответственный мотив укрепляется и становится устойчивым  личностным качеством, а уже с началом школьного обучения созревают окончательно остальные личностные черты, которые мы сейчас и рассмотрим.

 

Подобно дошкольникам, дети младшего школьного возраста еще всецело доверяют взрослым и им подражают, признают их полный авторитет и принимают их замечания и оценки, можно сказать, безоговорочно. Иначе говоря, какой бы ни была у младшего школьника самооценка, она является повторением того, что говорит о нем взрослый. Это очень важно, потому что самооценка ребенка прямо зависит от того, как оценивает его и его успехи взрослый. В отличие от дошкольников, у детей младшего школьного возраста уже появляются разные виды самооценки: заниженная, адекватная и завышенная.

 

Большой ответственности от взрослых требуют открытость и доверительность в воспитании детей, взрослым постоянно нужно контролировать свои суждения и действия.

 

Когда школьники становятся немного старше, у них уже появляется осознанная цель - достичь успехов в  одном или другом виде деятельности. Они при этом сосредотачиваются и от посторонних дел стараются абстрагироваться. Это особенно видно, когда увлекаясь любимым и интересным делом, они часами делают что-нибудь своими руками или когда играют в какую-либо интересную игру. В такие моменты поведением ребенка управляют намерение и появившаяся цель, не допуская "рассеивания" его внимания.

 

В то же время не стоит забывать еще тот немаловажный момент, что с достижением успехов у человека, кроме собственно мотива достижения успехов, связан еще один мотив - избегание неудач. Эти оба мотива у школьников развиваются противоположно в главных для их возраста видах деятельности: в игре или учении.

 

Мотив избегания неудач не побуждает ребенка достигать успехов. Если ребенка постоянно наказывать за неудачи и не поощрять его успехов, он будет стараться делать что-либо хорошо не для достижения успехов, а для того, чтобы не быть наказанным. Собственно результат в таком случае его будет мало волновать.

 

И наоборот, если помогать ребенку в трудные моменты, поощрять его старания, у него будет формироваться мотив достижения успехов.

 

формирование успешности в ребенкеМотивация достижения успехов зависит не только от самооценки ребенка, но и от уровня требований. Этот уровень обуславливается как успехами в учебной деятельности, так и положением, которое ребенок занимает в детском коллективе. Если ребенок в коллективе имеет высокий статус и пользуется авторитетом среди ровесников, соответственно, у него будет в меру высокий уровень требований и нормальная самооценка.

 

Очень важным в вырабатывании и укреплении мотивации достижения успехов является то, чтобы ребенок осознавал свои способности и возможности, и на этом основании у него укреплялась вера в собственные успехи.

 

Каким образом можно развивать у школьников самостоятельность? В первую очередь приветствуйте устремления вашего чада к самостоятельности, доверяйте ему выполнять самостоятельно больше дел. И, конечно же, не забывайте о поощрениях.

 

С самого начала школьного обучения постарайтесь свою помощь в выполнении домашних заданий свести к минимуму, чтобы ребенок все делал сам. Для развития такого качества можно, например, создать ситуацию, подходящие условия для которой имеются в групповых формах труда и обучения: ребенку доверяется какое-нибудь важное задание, и если он его успешно выполняет, то оказывается лидером для других.

Оценка 4.7 из 5 Голосов: 22

Интересные статьи

Комментарии

Надежда 24 ноября 2016, 18:35

Терпение и труд все перетрут. Мне кажется, что еслине приучить малыша что-то делать, а делать все за него, то это может плохо сказаться на учебе в дальнейшем.