Все что необходимо знать родителям о раннем развитии детей и воспитание ребенка.
Всего тем в разделе: 47

Упущения в воспитании ребенка: гипер- и гипоопека

При воспитании ребенка часто взрослые стараются развить в нем самостоятельность, совершая при этом взаимно противодействующие упущения. Одно из них - это гиперопека, то есть избыточная опека малыша, следствием которой может стать инфантильность ребенка. Второе упущение - это так называемая гипоопека, то есть когда ребенка лишают поддержки и помощи. Следствием гипоопеки может стать упрямство и беспомощность ребенка. 

Упущения в воспитании ребенка

Ребенок станет инфантильным, если взрослые будут всецело угнетать побуждения малыша к чему-либо. Делать это они могут в силу разных причин: если они пытаются уберечь малыша, боятся за него или если "глупые" затеи ребенка вызывают у них презрительное отношение. Вследствие этого происходит одно - утрата инициативности ребенка - первой и важной составляющей в формировании самостоятельности. Последующие ее компоненты, в соответствии с этим, тоже не проявятся.

 

Но ребенок полностью не утрачивает самостоятельность, он просто переносит ее в иную область активности, проявляет ее в неспецифической форме. К примеру, ребенку запрещают делать то, что ему хочется, а то, чем позволяют заниматься, ему неинтересно. Тогда ребенок начинает упрямиться, нарушать запреты, капризничать - таким образом, он переносит проблемы на взрослых, пытаясь реализовать свою нужду в независимости и самостоятельности в другой форме. Если этого вовремя не остановить и допустить укрепление этих качеств, то уже к школьным годам из ребенка может получиться основательно сформированный невротик, который не то что учиться или общаться с ровесниками, а и шагу не сумеет ступить без мамы.

 

Глубоким замедлением в формировании независимости и самостоятельности ребенка является так называемый синдром беспомощности. В отличие от детей инфантильных, у которых есть какая-то первичная инициатива, которая потом угнетается взрослыми, у детей с синдромом беспомощности даже ее нет изначально. Такие дети совершенно нелюбопытные, ничто не вызывает у них особенного интереса, они могут заниматься одним и тем же длительное время, редко меняют игрушки, им безразлично, чем играть. У детей, которые с ранних лет растут в круглосуточных группах детских садиков и в детских домах, такие замедления в развитии выражаются особенно явно. Это происходит из-за недостатка общения ребенка с взрослыми, что замедляет формирование самостоятельности так же, как и многих других функций малыша. Даже в семьях, на первый взгляд благополучных, где родители практикуют такие сверхмодные теории, как например, закаливание, беби-йога, сыроядение и т.д., у детей также может развиваться синдром беспомощности. Вреда такие теории не принесут, если родители не будут чрезмерно ими увлекаться и будут их сочетать с другими. Но если родители создают культ какой-то одной теории, появляется психологический уклон. И эта теория, если она будет единственным видом активности, может повлечь за собой непоправимые изменения и нанести психике малыша неисправимый вред.

Оценка 4.6 из 5 Голосов: 1

Интересные статьи

Комментарии

Надежда 24 ноября 2016, 17:04

Мне кажется, что если ребенок чрезмерно балованный, то это необходимо приструнить. Даже если вы оберегаете его от падения в лужу, то бывают моменты, когда стоит и по попе дать. У меня двое детей и я понимаю из личного опыта, что минимальные наказания могут быть и во благо, главное не забывать и похвалить в нужный момент.